ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые жертвы-священники появились на Чувашской земле во время прихода большевиков к власти, в период 1917 – начале 1920-х годов. Это время Гражданской войны. В этот период не было какого-либо прямого конфликта и столкновения между православными христианами и большевиками – «красные» боролись с «белыми». Ко второй категории относились и священники.
Но Церковь уже тогда начинает считаться главным врагом неокрепшей власти. И к 1920 году в стране формируется новая конфессиональная политика, развертывается масштабное строительство атеистического государства. В 1918 году выходит в свет декрет СНК РСФСР от 23 января «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», происходит конфискация земли и недвижимости Церкви. Этот правовой акт является основополагающим документом о дальнейшей политике в отношении Церкви, которую ставят в жёсткие условия для выживания.
В 1922 году начинается голод в Поволжье. Этим решает воспользоваться правящая власть: в своём «указании» под грифом «совершенно секретно» В.И. Ленин пишет: «…Необходимо как можно скорее покончить с попами и религией. Попов подлежит арестовывать и расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию…».

Конечно, Церковь была готова добровольно отдать много ценностей на помощь голодающим, но Ленин велел отбирать их насильно. Ценности были изъяты, но так и не пошли на помощь нуждающимся. Целью гонителей было не спасение голодавших, а уничтожение служителей Церкви. В этот период появляется «двадцатка» – государственный орган, занимающийся изъятием церковных ценностей, получающий все доходы священников (в основном, плата за совершение церковных таинств), также ему принадлежала земля храмов и монастырей.
В Чувашии под предлогом борьбы с голодом в Поволжье в 1922 году, по официальным документам, было изъято более 82 пудов церковных ценностей. Государству отошли более 300 храмов, 7000 десятин причтовой и монастырской земли, а также шесть монастырей.
Позиции Православной Церкви были ослаблены внутренним конфликтом – появлением «обновленческого движения», т.е. «новой, обновлённой церкви», которая вводила новые порядки в церковном управлении (например, женатый епископат). Она получала поддержку со стороны государственной власти. На территории Чувашии обновленцы появились почти сразу, уже в 1922 году.

Для того, чтобы «навести порядок» на территории Чувашии, патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в Чувашию епископа Германа (Кокеля) – будущего священномученика, родившегося в этом регионе. С его назначением на Чувашской земле наступает переломный момент – сильно уменьшается количество обновленческих общин и возрастает количество традиционных православных церквей. Это было отчасти обусловлено и тем, что обновленцы потеряли свою лояльность, они сделали своё и навели раскол в обществе. К концу 1920-х обновленчество почти исчезло, формально просуществовав до конца 1930-х годов. Однако после многих нелепых слухов от сторонников обновленческой церкви епископа Германа (Кокеля), «управляющего всеми православными церквями Чувашской автономной области» и «викарного епископа Симбирской (Ульяновской) епархии для всех православных церквей с чувашским населением Ульяновской области» заставляют подписать следующее заявление: «Мне Чувашским отделом ОГПУ объявлено о том, что с сего числа никаких административных прав, присвоенных мною раннее, не имею, в дальнейшем обязуюсь по отношению к церквям и приходам Чувашской Области никаких административных функций не проявлять, в случае нарушения буду нести ответственность». 17 октября 1937 года тройка НКВД по Дальне-Восточному Краю приговорила епископа Германа к расстрелу. Он принял мученическую кончину за Христа 2 ноября 1937 года в 2 часа 30 минут ночи и погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

В 1920-х годах помимо обновленческих общин появлялись аввакумовцы, автокефалисты, григорианцы и истинно православные христиане. В Чувашии репрессированных отправляли в Алатырскую и Чебоксарскую тюрьмы. Чувашская АССР была одним из «центров» в Поволжье, куда ссылали осуждённых. Она стояла наравне с Марий Эл, а затем Мордовией. Здесь содержались люди не только из Чувашии, но и из других регионов СССР.
После окончания этого периода до 1928 года происходило некое «затишье» в физическом плане, но мирного взаимодействия между Церковью и государством всё равно не было. В начале 1929 года в партийные комитеты рассылается секретный материал «О мерах по усилению антирелигиозной работы». По нему церковные организации начинают считаться «единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». Начинается произвол, разворачивается беззаконие.

В 1932 году был принят план «безбожной пятилетки», которым намечалось в первый год добиться закрытия духовных школ и лишить служителей Церкви продовольственных карточек, на второй год – запретить изготовление предметов культа и написание религиозных сочинений, на третий – выслать служителей за границу, на четвертый – закрыть все храмы, а на пятый – закрепить достигнутые успехи.
1937 год – некая «кульминация» репрессированных действий. Тогда была проведена первая в истории советского государства Всесоюзная перепись населения. И.В. Сталин лично внёс графу «вероисповедание», чтобы узнать об итогах проделанной работы против Церкви – репрессивной политике. В итоге больше половины принявших участия в переписи не побоялись указать православную веру в этой графе: более 2/3 сельского населения и 1/3 городского. Инициаторы проведения мероприятия были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, а весь мир не смог узнать, сколько человек проживали в Советском Союзе до начала 1950-х годов, потому что итоги проведения переписи были засекречены, а потом началась война.
Начинается большой террор. По данным Комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии, в этот период на нашей земле были убиты путём расстрела более 450 священно- и церковнослужителей и 140 мирян. Это настоящие герои, обладающие огромной духовной силой. Они шли за Христом, ничего не боясь.
Затем началась война, Церковь в этот тяжелый период не осталась безмолвным сторонним свидетелем. Наоборот, она заняла активную позицию.

В Чувашии, на нашей родной земле, 85 лет назад пролилась река мученичьей крови за веру. Мы, граждане XXI века, имеем важное задание – помнить и знать об этих великих людях, чьи жертвы несут великую ценность для нас и будущих поколений. Вопреки времени, точное количество жертв до сих пор остается неизвестным, но их судьбы не должны быть забыты.


Литература

1. Башкиров Е.Д. Церковь и государство в начале XX века. Православие в Чувашии в условиях новой советской действительности // От викариатства до митрополии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 75 – летию Чебоксарско-Чувашской епархии». - Чебоксары: ISBN 978-5-7677-3402-3, 2021. - С. 96-102.

2. Иеродиакон Иосиф (Ключников). Синодик Чебоксарско-Чувашской епархии. Чебоксары, 2012. 416 с.

3. Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-30-х гг. XX столетия. М., 1997. 83 с.

4. Новомученики земли Чувашской // Чувашская митрополия. URL: http://www.cheb-eparhia.ru.

5. Доклад митрополита Калужского Климента на конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе» // Русская православная церковь. URL: http://www.patriarchia.ru/.

6. Статьи о новомучениках и исповедниках Российских // Свято-Троицкий православный мужской монастырь. URL: http://stpmm.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).


Использованы фотографии из открытых интернет-источников

Литература

1. Башкиров Е.Д. Церковь и государство в начале XX века. Православие в Чувашии в условиях новой советской действительности // От викариатства до митрополии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 75 – летию Чебоксарско-Чувашской епархии». - Чебоксары: ISBN 978-5-7677-3402-3, 2021. - С. 96-102.

2. Иеродиакон Иосиф (Ключников). Синодик Чебоксарско-Чувашской епархии. Чебоксары, 2012. 416 с.

3. Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-30-х гг. XX столетия. М., 1997. 83 с.

4. Новомученики земли Чувашской // Чувашская митрополия. URL: http://www.cheb-eparhia.ru.

5. Доклад митрополита Калужского Климента на конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе» // Русская православная церковь. URL: http://www.patriarchia.ru/.

6. Статьи о новомучениках и исповедниках Российских // Свято-Троицкий православный мужской монастырь. URL: http://stpmm.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).


Использованы фотографии из открытых интернет-источников

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website