Жития новомучеников земли Чувашской.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМАН (КОКЕЛЬ)

Священномученик Герман (Григорий Афанасьевич Кокель) – епископ Благовещенский, епископ Ибресинский.
Григорий Кокель родился 23 ноября 1883 года в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашии) в семье бедных крестьян-чувашей. Он был старшим братом известного чувашского художника Алексея Кокеля, который был учеником И. Е. Репина. Рано потеряв родителей, Григорий учился в земской школе.
С 1895 по 1898 годы Григорий работал учителем в церковно-приходской школе села Батырево, с 1898 по 1900 годы - писцом в имении Удельного ведомства.
12 марта 1901 года Григорий стал послушником в Симбирском архиерейском доме.
4 октября 1901 года сдал экзамен на звание псаломщика. 21 апреля 1903 года он стал псаломщиком в храме Рождества Христова села Шерауты, а 2 августа переехал в церковь благоверного князя Александра Невского в селе Батырево. 16 декабря 1903 года он сдал экстерном экзамен на учителя чувашского инородческого училища в Казанской учительской семинарии и 26 января 1905 года был посвящен в стихарь.
9 октября 1907 года Григорий поступил на Казанские миссионерские курсы, а 26 июля 1909 года, по окончании курсов, был рукоположен во священника. Григорий служил в чувашских селах на юго-западе Буинского уезда, одновременно выполняя функции миссионера. Он активно осуществлял просветительскую деятельность среди чувашей, подверженных влиянию ислама и языческим суевериям. Григорий доставлял христианские книги на чувашском языке из Симбирска, и почти каждая семья получила от него Евангелие, Псалтирь, Канонник. Он проповедовал против колдовства, писал проповеди и рассылал их по приходам. Когда люди начинали осознавать суть христианской веры, Григорий перемещался в другую область, не задерживаясь на одном месте дольше 2-3 лет. Он также переводил и издавал православные книги и организовал чувашскую школу псаломщиков в селе Новое-Челны Сюрбеево.
В конце 1917 года Григорий был арестован по доносу местного псаломщика и приговорен к расстрелу. Однако благодаря усилиям его жены Ирины, которая собрала подписи местных жителей в поддержку невиновности Григория и представила их властям, он был освобожден по пути к месту казни в селе Мураты.
С 1921 года Григорий учился в Богословском институте в Петрограде, который окончил в 1924 году. Он упоминал в своих письмах, что еще в 1922 году ему было предложено стать епископом Чувашским от обновленцев города Казани. Однако, изучив учение обновленцев, Григорий отказался, говоря, что у них нет благодати, и они держатся на обмане.
Осенью 1924 года Григорий был выдвинут в качестве кандидата в епископы группой чувашских священнослужителей, которые выступали за самостоятельную организацию чувашских приходов в связи с захватом церковной власти обновленцами Чувашии.
9 декабря 1924 года, после пострижения в мантию и получения имени в честь святого Германа Казанского, Григорий был хиротонисан во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Хиротонию провел патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин). Новому епископу было дано разрешение на управление чувашскими приходами, которые до образования Чувашской автономной области попадали как в Симбирскую, так и в Казанскую губернии.
17 декабря он прибыл в поселок Ибреси, где начал активную деятельность. Епископ посетил все приходы в поселке, убеждая священников вернуться в традиционную Церковь. Он отправил множество посланий на русском и чувашском языках, а затем путешествовал по всей Чувашии, посещая все приходы, чтобы вразумить отступивших священников-обновленцев и вернуть их к Православию. Епископ Герман проходил по 40-50 километров в день, иногда на лошади, иногда пешком, даже в плохую погоду. В течение нескольких месяцев большая часть православных Чувашии отошла от обновленцев, и обновленческий архиепископ Чебоксарский Тимофей написал донос на епископа Германа в ГПУ, обвиняя его в «контрреволюционной деятельности». В селе Хормалы епископ был избит обновленцами и чудом избежал смерти.
Епископ Герман был очень активным и энергичным человеком. Он был историком, этнографом, биологом и музыкантом. Он просвещал чувашский народ, переводил и самостоятельно издавал книги. В архивах сохранились его многочисленные письма, отчеты и призывы к людям, а также собранные им на миссионерских курсах чувашские песни.
27 августа 1925 года, с разрешения ГПУ Чувашской АССР, епископ Герман переехал в город Алатырь, но на следующий день его арестовали и отправили в Ульяновск. В ноябре его перевели в тюрьму в городе Чебоксары, откуда он был освобожден 30 ноября с условием ограничения свободы в Алатыре.
После перехода епископа Виссариона (Зорнина) в григорианский раскол, митрополит Сергий (Страгородский) поручил епископу Герману управлять Ульяновской епархией. Он подвергался преследованиям и физическим нападкам со стороны григорианцев. Однажды, когда он пришел в женский монастырь для службы, местные монахини, подученные лжеепископом Виссарионом, оскорбили его и обрушили на него камни. Раненный и покрытый кровью, он покинул монастырь со скорбью.
4 июня 1926 года на специальном совещании при Коллегии ОГПУ епископа Германа приговорили к 3 годам высылки за пределы Чувашской АССР. Позже его назначили на должность епископа Бугульминского, когда он был викарием Самарской епархии (1926-1927), а затем он стал епископом Бугурусланским, викарием Оренбургской епархии (1927-1928).
Как епископ Бугульминский, он часто участвовал в диспутах по религиозным вопросам и всегда побеждал в них. В городе Бугульме его неоднократно забирали на допросы в ОГПУ, проводили обыски.
В 1928 году будущего новомученика перевели в Томск, где он стал епископом Кузнецким и викарием Томской епархии, временно управляя ей. Часть «староцерковников» присоединилась к нему, хотя остальная часть признавала Временный Высший церковный совет (ВВЦС) или так называемых «григорианцев».
В 1929 году он был утвержден епископом Томским и прослужил в Никольской (Христорождественской) и Воскресенской церквях города Томска.
В 1928 году будущего новомученика перевели в Томск, где он стал епископом Кузнецким и викарием Томской епархии, временно управляя ей. Часть «староцерковников» присоединилась к нему, хотя остальная часть признавала Временный Высший церковный совет (ВВЦС) или так называемых «григорианцев».
В ноябре 1930 года он переехал в Омск, где управлял Омской епархией. В июле 1931 года он стал епископом Никольско-Уссурийским и временно управлял Владивостокской и Хабаровской епархиями. С сентября 1931 года являлся епископом Барнаульским и одновременно управлял Бийской епархией.
1 апреля 1932 года в городе Бийске произошел арест епископа по обвинению в «антисоветских высказываниях» во время его проповедей. Обвинительное заключение утверждало, что он относился враждебно к обновленческому движению, называя его сектантами и призывая уклоняться от них. Также он увольнял священников, которые не соответствовали его представлению о правильной религиозной практике. Было замечено, что он законспирировал себя, выступая в качестве секретного агента ОГПУ. Однако, 27 июля этого же года, его освободили из-за недостаточности улик, и он был выслан из Бийска.
2 октября 1932 года был назначен на Благовещенскую кафедру. Однако 11 февраля 1933 года был арестован в Хабаровске и доставлен в Барнаул. Затем его перевели в Новосибирск. Епископу предъявили обвинение в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической организации» на Алтае. По постановлению Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю, 31 декабря того же года, ему было назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы.
В январе 1934 года епископа Германа отправили в Бамлаг Амурской области, где он работал счетоводом. Здесь он не скрывал своей веры в Бога, молился, постился и обсуждал духовные и церковные вопросы со священниками, разделяющими его идеалы. Он стал объектом слежки, к нему был прикреплен осведомитель.
2 октября 1932 года был назначен на Благовещенскую кафедру. Однако 11 февраля 1933 года был арестован в Хабаровске и доставлен в Барнаул. Затем его перевели в Новосибирск. Епископу предъявили обвинение в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической организации» на Алтае. По постановлению Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю, 31 декабря того же года, ему было назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы.
17 октября 1937 года Особая тройка УНКВД по Дальневосточному краю приговорила епископа к расстрелу на основании доносов о «контрреволюционной агитации». Расстрел состоялся 2 ноября 1937 года в 2 часа 30 минут в Бамлаге.
17 июля 2001 года он был причислен к лику святых новомучеников Российских по решению Священного Синода для всеобщего почитания.
Важно отметить, что 7 августа 1990 года епископ Герман был реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года, который затрагивал репрессии 1937 года.

Использованы фотографии из открытых интернет-источников

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website